Ар-деко в интерьере

Ар-деко (Арт деко) — художественное направление в искусстве 1918 – 1939гг. После тягот и шока Первой мировой войны профессионалы от искусства, многие из которых ранее специализировались в области модерна, попытались заполнить образовавшуюся как культурную, так и духовную пустоту обилием ярких, порой чрезвычайно насыщенных, декоративных и художественных приемов. Что только не вошло в эту удивительную мозаику: и декоративные элементы Древнего Египта, и прикладное искусство народов Африки и индейцев Центральной Америки, и технические достижения от автомобилей до небоскребов и архитектурных приемов неоклассицизма. Не случайно ар-деко называют "интернациональным стилем". В отличие от плавной стилистики модерна, ему свойственна динамичность линии и четкая геометрия. На начальных стадиях своего развития ар-деко в интерьере буквально захлестывает  излишеством декоративных деталей, которые в целом производят впечатление разрозненности. Но, достигнув берегов Америки в 1928 году и превратившись с течением времени в самостоятельное движение streamline modern (линия обтекания), ар-деко успокоилось и явило миру пластичность в синтезе с геометрией архитектуры.

На примере американского ар-деко в интерьере четко прослеживается разделение на две основные ветви стиля. Это официальные учреждения, где доминировало более лаконичное выражение стиля с упором на неоклассицизм и несколько ограниченным декоративным подходом (акцент на оформление проемов и освещение холлов), и чрезмерная насыщенность в частных домах, в интерьерах ресторанов, театров.  Вначале в интерьере стиля ар-деко больше внимания уделялось содержанию, а не форме. Применялись экзотические породы дерева, которые использовались при отделке панелями стен и потолков, а также художественного паркета и предметов мебели, декоративные вставки с характерными орнаментами, прикладные изделия, выполненные из металла и слоновой кости, разнообразные виды кожи экзотических животных и богато орнаментированного текстиля. В качестве дополнительных акцентов широко применялся витраж. Классический архитектурный ордер был максимально упрощен и стилизован, а также дополнен всевозможными этническими вставками декоративных элементов Древнего Египта и доколумбовой Америки. Основные тенденции в производстве современной мебели были заложены именно в эпоху ар-деко.

Стилистика 30-х годов настолько многообразна, что не укладывается в четко обозначенные рамки. Интернациональность стиля не ограничивала ар-деко в каких-либо границах. Он переходил из страны в страну, добавляя те или иные региональные особенности, и двигался дальше. В СССР влияние ар-деко, прежде всего, распространилось на архитектуру и изобразительное искусство. Идеологизация культуры сталинской эпохи дала повод искусствоведам Запада не признавать наличие стиля в нашей стране. Но многие великолепные станции московского метрополитена построены именно в лучших традициях ар-деко. Библиотека имени Ленина, а также, к величайшему сожалению, утраченные здания «Военторга» и гостиницы «Москва» — все является прямым подтверждением стиля. Самый яркий символ ар-деко в скульптуре СССР — статуя рабочего и колхозницы (автор Мухина) на ВДНХ. Во многом стилистика в сочетании с неоклассицизмом проявилась и при строительстве сталинских высоток. Иногда этот стиль называют сталинский ампир.

На стадии «американизации» стиля декорирование уступило место архитектурному подходу в проектировании, как интерьера, так и мебели. Конец стиля во многом определила Вторая мировая война, которая, как и в случае с модерном, окончательно избавила мир от иллюзии, что его можно преобразовать с помощью эстетики.

Хотите обсудить детали проекта?
Оставьте ваш телефон или напишите нам: