Дизайн интерьера в восточном стиле

Восточный стиль – довольно обобщенное понятие, которое используется для определенного разграничения между культурой Востока и Запада. Как такового стиля, в его характерном значении, не существует, это равносильно тому, как употреблять словосочетание западный стиль, южный стиль и т. д. Культура Ближнего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Малой Азии, Индии, Юго-Восточной Азии, Китая и Японии – все это многообразие и яркую национальную индивидуальность не выразить одним общим термином. Мы остановимся лишь на тех культурных направлениях, которые оказывали и оказывают влияние на архитектуру и интерьер Запада.
Исламский стиль. Архитектура.
Дизайн интерьера в восточном стиле это, прежде всего, исламский стиль. Он вобрал в себя всё многообразие архитектурных стилей, сложившихся начиная с VII века под влиянием Ислама на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Малой Азии, Индии, Испании и Кавказа. Исламская архитектура имеет три основных типа — арабский (Ближний Восток), персидский (Иран) и османский (Турция). Основные черты, свойственные исламскому интерьеру –симметричность, использование ярких насыщенных цветов, характерные виды арочных проемов, чаще подковообразных, складчатые своды, использование арабеск (вид орнамента) и оригинальные подвесные светильники.
Наибольшее влияние на архитектуру Западной Европы, в первую очередь Испании и Португалии, оказало арабское направление исламской архитектуры, получившее в результате слияния с культурными особенностями данного региона название мавританский стиль. Большая область Испании, завоеванная Арабским Халифатом в VII веке, известная как Мавритания, на протяжении многих столетий оказалась под влиянием арабской культуры. И только в конце XV - начале XVI веков совместными усилиями объединенных королевств Арагона и Кастилии мусульмане были вытеснены из Испании.
Мавританский стиль, вобравший в себя всю выразительность и красоту арабской архитектуры, стал естественным дополняемым европейскими тенденциями направлением. Во второй половине XIX и первой половине XX веков мавританский стиль получил второе рождение в виде направления неомавританский стиль.
Уставшие от собственных исторических стилей европейцы с интересом обратились к эклектике, где в сочетании мавританского стиля и исламской архитектуры увидели некую романтику, свойственную той эпохе. Появились необычные для определенных регионов постройки: Воронцовский дворец в Алупке (Крым), дом А. Морозова в Москве на Воздвиженке. Интерьеры Европы наполнились яркими коврами и экзотическими предметами художественно – прикладного искусства арабского Востока. Новый взгляд на великое наследие прошлого проявился и в творениях гениального испанского архитектора эпохи модерна — Антонио Гауди.
Японский стиль.
Японский стиль – обобщенное для европейского представления понятие о многовековой культуре Японии. В условиях западного мегаполиса невозможно воссоздать традиционный японский интерьер по многим причинам. Наиболее важная – принципиальная разница в менталитете.

Запад привык жить в мире вещей, и порой их обилие нивелирует роль самого человека в окружающем мире. Напрямую это относится и к интерьеру. Традиционный японский уклад жизни никоим образом не позволяет вещам занимать главенствующее место в интерьере. Самый необходимый минимум вещей, ничего лишнего – принцип японского минимализма.

Традиционное жилище Страны восходящего солнца – конструктивно несложное строение, которое относительно легко восстанавливается или переносится с места на место. Этот принцип строительства был вызван сейсмологической нестабильностью Японских островов, где землетрясения и их последствия до появления современных строительных технологий не оставляли иного выбора. Соответственно и материалы были природного и доступного происхождения. В интерьере преобладало дерево. Зонирование осуществлялось с помощью раздвижных перегородок и ширм. По сути, площадь помещений определяло количество татами (соломенных матов), которые при необходимости меняли свои места, тем самым задавая необходимую конфигурацию помещений. Мебель практически отсутствовала. Проблема хранения вещей решалась за счет специальных ниш. Декоративные предметы интерьера могли себе позволить только обеспеченные сословия. Принцип распределения света в помещении был рассеянным. Это в равной степени относилось как к естественному, так и к искусственному освещению. По сути, это только самые общие характеристики, присущие восточному стилю в интерьере Японии.

Традиционный японский интерьер невозможен без связи с природой. Человек, как и дом, в котором он жил, являлись продолжением окружающего мира. Прилегающий сад при раскрытых перегородках гармонично перетекал и сливался с интерьером, благодаря естественному переходу от земли и камня, через деревянные настилы перед домом к соломенным татами внутри. Гармония и традиционная связь человека и природы, при вынужденном посредничестве жилья (как крыши над головой) и набора необходимых вещей (предметов обихода) – философия не ограничения, а самодостаточности. Она не свойственна современному человеку как на Западе, так и уже (в основном) на Востоке.
Сейчас интерьер японского современного дома (за исключением применяемых традиционных реплик) во многом напоминает интерьер Запада в стиле минимализма, принципы которого заимствованы у самих японцев. Круг, таким образом, замкнулся. Так стоит ли ходить по нему, повторяя то, что уже давно сказано? Не проще ли обратиться к уже адаптированной для западного менталитета модели органической архитектуры, например, на примере работ известного американского архитектора Ф.Л. Райта?

Даже при большой симпатии к японскому интерьеру надо четко понимать, что максимум того, что можно добиться при его проектировании, так это обычной стилизации.  Стилизации  минимализма с  помощью характерных деталей:  раздвижных перегородок с квадратным членением, встроенной мебели, бумажных светильников, икебан, бонсая,  а  также предметов декоративно-прикладного искусства (лаковые шкатулки, ширмы, каллиграфия, веера).


Хотите обсудить детали проекта?
Оставьте ваш телефон или напишите нам: