Модерн

Модерн (во Франции – Ар нуво, в США – Тиффани, в Германии – Югендстиль, в Австрии – стиль Сецессион, в Англии – Модерн стайл, в Италии – стиль Либерти) – это  направление в искусстве 1890г.- 1910 годов. Отказ от четких линий и геометрии, упор на растительные мотивы, исключительная декоративность отделки – отличительные черты модерна. Эклектичность модерна во многом сложилась под влиянием искусства Японии и Древнего Египта. Распространению стиля также способствовала Всемирная выставка, которая проходила в Париже в 1900 году.
Основоположником архитектуры модерна признан бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 - 1947 г.г.). В своих творениях он активно использовал металл и стекло. Во Франции прославился Эктор Гимар. Чугунное литье, которое он использовал в своих сооружениях, отличается особенной выразительностью при создании павильонов первых станций парижского метро.
В Испании наиболее ярко и необычно заявил о себе выдающийся архитектор Антонио Гауди, далеко шагнувший за рамки декоративности модерна, и, по сути, подаривший миру совершенно новый взгляд на архитектуру. Его творения настолько гармонично вписывались в окружающую природу, что казались ее естественным продолжением.
Англичанин Уильям Моррис прославился своими оригинальными предметами интерьера, а в США в декоративно-прикладном искусстве больших успехов добился художник- дизайнер Л.К.Тиффани. Его витражи и абажуры для ламп, сделанных с помощью революционных для того времени технологий, принесли создателю мировую славу.
Порой избыточная утонченность  каждой детали интерьера, художественность и пластичность как бы струящихся архитектурных элементов, ассиметричность фасадов зданий, делают этот стиль узнаваемым практически с первого взгляда. Цветовая палитра модерна была весьма многообразна. Здесь не было каких- либо ограничений, главное условие – полная гармония с окружающей обстановкой. Ткань и обои отличались своим характерным орнаментом. В отделке стен, помимо ткани и обоев, использовалась роспись. Широко применялись декоративные элементы из дерева и гипса при оформлении, как потолков, так и стен. Полы были выложены художественным паркетом и орнаментированной плиткой или мозаикой. Большое значение в стилистике модерна принадлежало витражам и кованым элементам. Мебель отличалась пластичностью форм и неразрывно увязывалась с общей концепцией помещения.
Наряду со всем вышеперечисленным, именно во времена модерна при строительстве стали широко применяться сталь, бетон и стекло. Большие магазинные витрины – еще один пример внесенного в мировую практику достижения модерна.
В России наиболее яркие сооружения в стиле модерн находятся в Москве и Санкт -Петербурге. В северной столице, это, прежде всего, расположенные на Невском проспекте "Дом книги" (первоначально – Дом компании "Зингер") архитектора П.Ю.Сюзера, и магазин Елисеева архитектора Г.В.Барановского. Заслуживает внимания здание гостиницы "Астория" (автор  – Ф.И.Лидваль) и Витебский вокзал (С.А.Бржозовский). Московский модерн представлен работами Ф.О.Шехтеля – особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал, а также Л.И.Кекушева – его собственный дом и особняк Миндовского. Здания ЦУМа, гостиницы "Метрополь" – далеко не полный перечень построек в стиле модерн.
Все в интерьере модерна подчинялось единой задаче – достичь максимально гармоничного синтеза произведений декоративно- прикладного творчества. Излишняя хрупкость и ощущение будто бы застывшей и по-осеннему прекрасной, но увядающей природы, послужившей источником вдохновения стиля, послужило поводом для обвинения модерна в декадентстве (упадке). Иногда стиль приближался к лаконичному неоклассицизму, чаще просто используя некоторые характерные приемы этого направления, чтобы на их фоне более выигрышно смотрелись декоративные акценты.
По сути, это был не стиль, а последняя попытка художников, предчувствовавших надвигающую катастрофу, спасти мир с помощью красоты. Первая мировая война 1914-1918 г.г. подвела итоговую черту – искусство в его классическом понимании перестало существовать. Зарождалась новая эпоха – эпоха лаконичного конструктивизма и функционализма.

Хотите обсудить детали проекта?
Оставьте ваш телефон или напишите нам: