Неоклассицизм (Неоклассический стиль)
Неоклассицизм – направление в искусстве второй половины XVIII века (во Франции – стиль Людовика XVI), в России – начало XX века, в США – 1876-1914г.г. (Американский ренессанс или колониальное возрождение). По сути, является продолжением классицизма, возрождая его основные творческие методы во взаимодействии с романтизмом (в XVIII веке под этим понятием подразумевалось все новое и необычное). От чисто дворцового стиля эпохи правления Людовика XIV и Людовика XV неоклассицизм, помимо того, что он окончательно пытается освободиться от барокко и рококо, отличает интернациональность и демократичность.
Уже к концу правления Людовика XV рококо вызывал неприятие своими вычурными приемами. С приходом к власти Людовика XVI неоклассицизм был признан официальным стилем. Основные стилевые отличия нового направления от классицизма – более выраженный акцент на классические формы и использование архитектурных элементов Ренессанса. Более мягкая, по сравнению с классицизмом, приглушенная палитра цветов, более спокойный в оформлении потолков и стен характер лепных изделий и более обозначенные (в плане геометрии) линии мебели.
При этом еще довольно долго неоклассицизму пришлось идти на компромисс с рококо. Взамен изощренных завитушек (рокайля) уходящего стиля в оформлении интерьеров появились полевые цветочки, гирлянды и целующиеся голубки. Но ситуация кардинально изменилась благодаря сыну бедного прусского сапожника, самоучке и блестящему эрудиту И.И.Винкельману, который благодаря своей воле и таланту покорил Ватикан и стал его библиотекарем и хранителем величайшей коллекции произведений античного искусства. Именно благодаря его титанической работе по систематизации наследия античности, включая руководство археологическими изысканиями в Геркулануме (античный город в Италии) и написания им трудов (самый значительный – История искусства древности, 1764г.), неоклассицизм получил мощный импульс для дальнейшего развития. Винкельман искренне верил, что добиться величия можно только подражая великим образцам античности. Лаконичные формы древней классики были приняты за эталон, на который стал ориентироваться весь западный мир.
В России неоклассицизм зародился на излете модерна и просуществовал вплоть до середины 20-х годов XX века. Ярким примером стиля может послужить архитектура Санкт- Петербурга и Москвы. Пожалуй, нигде неоклассицизм не добился такой целостности и чистоты стиля, как в творениях двух столиц России (архитекторы А.Е.Белогруд, И.В.Жолтовский, А.А.Иванов- Шиц, Л.А.Ильин, И.А.Фокин, В.А.Щуко, А.В.Щусев – жилой район Новый Петербург, здания на Невском и Каменоостровском проспектах, Петроградская сторона, кварталы на Васильевском острове, дом Скакового общества, особняк Миндовского).
Накануне великих потрясений, которые обрушились на Россию, русский неоклассицизм был последним оплотом веры в величие гуманизма и непреходящие человеческие ценности. Отголоски стиля мы можем наблюдать в советском классицизме 1930 -50 г.г.
Уже к концу правления Людовика XV рококо вызывал неприятие своими вычурными приемами. С приходом к власти Людовика XVI неоклассицизм был признан официальным стилем. Основные стилевые отличия нового направления от классицизма – более выраженный акцент на классические формы и использование архитектурных элементов Ренессанса. Более мягкая, по сравнению с классицизмом, приглушенная палитра цветов, более спокойный в оформлении потолков и стен характер лепных изделий и более обозначенные (в плане геометрии) линии мебели.
При этом еще довольно долго неоклассицизму пришлось идти на компромисс с рококо. Взамен изощренных завитушек (рокайля) уходящего стиля в оформлении интерьеров появились полевые цветочки, гирлянды и целующиеся голубки. Но ситуация кардинально изменилась благодаря сыну бедного прусского сапожника, самоучке и блестящему эрудиту И.И.Винкельману, который благодаря своей воле и таланту покорил Ватикан и стал его библиотекарем и хранителем величайшей коллекции произведений античного искусства. Именно благодаря его титанической работе по систематизации наследия античности, включая руководство археологическими изысканиями в Геркулануме (античный город в Италии) и написания им трудов (самый значительный – История искусства древности, 1764г.), неоклассицизм получил мощный импульс для дальнейшего развития. Винкельман искренне верил, что добиться величия можно только подражая великим образцам античности. Лаконичные формы древней классики были приняты за эталон, на который стал ориентироваться весь западный мир.
В России неоклассицизм зародился на излете модерна и просуществовал вплоть до середины 20-х годов XX века. Ярким примером стиля может послужить архитектура Санкт- Петербурга и Москвы. Пожалуй, нигде неоклассицизм не добился такой целостности и чистоты стиля, как в творениях двух столиц России (архитекторы А.Е.Белогруд, И.В.Жолтовский, А.А.Иванов- Шиц, Л.А.Ильин, И.А.Фокин, В.А.Щуко, А.В.Щусев – жилой район Новый Петербург, здания на Невском и Каменоостровском проспектах, Петроградская сторона, кварталы на Васильевском острове, дом Скакового общества, особняк Миндовского).
Накануне великих потрясений, которые обрушились на Россию, русский неоклассицизм был последним оплотом веры в величие гуманизма и непреходящие человеческие ценности. Отголоски стиля мы можем наблюдать в советском классицизме 1930 -50 г.г.
Хотите обсудить детали проекта?
Оставьте ваш телефон или напишите нам: